И.М.Нетунаева, Л.В.Рипинская

Социокультурный аспект в преподавании истории английского языка

Социокультурный аспект является необходимой частью теоретического курса языка и заслуживает значительно большего внимания, чем ему принято уделять в практике преподавания.

Социокультурный подход предполагает не только освещение исторических событий, на фоне которых происходит развитие языка на каждом этапе его развития (прежде всего, соотношение диалектов и нормы), без чего невозможно рассматривать собственно лингвистические явления.

С другой стороны, поскольку язык предыдущих эпох доступен нам лишь в виде памятников письменности и литературы, изучать его нельзя вне культурно-филологического контекста. Соответственно, курс истории языка должен включать достаточно обширные сведения по истории литературы и поэтики, данные о палеографии и особенностях материальной культуры в разные исторические эпохи.

Реализовать эти задачи в рамках нормативного курса сложно ввиду недостаточного количества учебных часов. Частично восполнить пробел могут спецкурсы и спецсеминары социокультурной направленности, такие как “Стих и язык древнеанглийской поэзии”, “История английского языка в культурно-историческом аспекте”, “Отражение диалектных особенностей среднеанглийского языка в литературных памятниках эпохи”, “О роли нормализаторов языка в разные исторические периоды”, “Становление современных литературных вариантов английского языка” и др. Ценность спецкурсов такого рода заключается не только в их культурологической направленности, но и в насыщенности языковым материалом литературных памятников, недостаточно полно представленным в нормальном курсе.

Социокультурный подход может стать и основным принципом в преподавании истории языка. Примером подобного курса является учебное пособие А.Бау (A. C. Baugh. A History of the English Language), который подробно рассматривает такие вопросы, как исторический фон заимствований в каждую эпоху, ситуация билингвизма в эпохи средневековья и Возрождения, особенности ренессансного и рационалистического мировоззрения и отражение в языковом развитии, процессы и результаты экспансии английского языка и т.д. Параллельно менее подробно и сугубо описательно представлены собственно языковые изменения отдельных периодов.

Такой подход уместен, когда английский язык изучается как вторая специальность, и задача очень краткого теоретического курса (20 часов) – дать общее представление об основных закономерностях и тенденциях развития языка. Внутрилингвистическая характеристика языка даётся в этом случае в самых общих терминах строя языка, иллюстрируемого примерами отдельных парадигм, диалектного и литературного варьирования и характеристики лексического состава. Построение подобного курса на лингво-теоретических принципах нецелесообразно, т.к. неизбежная фрагментарность и избирательность нарушили бы его лингвистическую правильность и строгость.


Socio-cultural approach in teaching the history of English presupposes acquainting students not only with background historical events, but also with the history of literature and poetics, paleography and material culture, peculiarities of language functioning in different periods of its development.

The best way of accomplishing this task is through a series of special courses, such as "Versification and language of the old English poetry", "Dialectal peculiarities of Middle English literary monuments", etc.

In case of a very short course of the history of English (e.g. when English is taught as the third language) socio-cultural approach may become the main principle of teaching.